Сначала развития Интернет, численность пользователей была ничтожна, как в принципе и обьем информации в нем. В основном доступ к Интернет был лишь у сотрудников некоторых лабораторий и университетов, а сама сеть использовалась исключительно в научных целях. В прошлом поиск информации в Интернете был далеко не так актуален, как в наши дни.
Каталоги сайтов являлись одним из первых возможностей организации доступа к информации в сети, в таких каталогах ссылки на ресурсы сортировались по тематике. Самым первым каталогом сайтов был именно сайт Yahoo, открылся он в апреле 1994 года. Когда количество ссылок в каталоге Yahoo стало гораздо больше, Yahoo была добавлена функция поиска. Естественно, Yahoo не был поисковой системой, потому что область поиска была ограничена ресурсами которые находились в каталоге, а не в сети Интернет.
Ранее каталоги активно использовались, но утратили свою репутация в наше время. Причина этого достаточно проста – современные каталоги, которые содержат громадное количество ресурсов, содержат информацию только о совсем маленькой части сети Интернет. Самый гигантский каталог в сети DMOZ (Open Directory Project), в нем содержится информация о более 5 миллионах ресурсов, в это же время база поисковика Google содержит более 8 миллиардов документов.
Самая первая, полноценная поисковая система называлась WebCrawler, этот проект увидел свет в 1994 году.
В 1995 году были созданы еще поисковые системы они назывались Lycos и AltaVista. AltaVista достаточно долго была лидером среди поисковых систем.
В 1997 году был создан ВЕЛИКИЙ, а именно Google, его создатели Сергей Брин и Ларри Пейдж, это был исследовательский проект в Стэнфордском университете. Сегодня Google самая популярный поисковик в мире.
23 сентября 1997 года произошел запуск поисково системы Yandex, наиболее популярная в русскоязычной части Интернет.
В данный момент существует 3 международных поисковика – Google, Yahoo и MSN, каждая из них создала свои базы и используют свои алгоритмы. Большинство иных поисковиков (а их достаточно много) так или иначе пользуются результатами выдачи 3 перечисленных. К примеру, поиск AOL и Mail.ru пользуются базой данных Google, а такие поисковики как AltaVista, Lycos и AllTheWeb – используют базу данных Yahoo.
В России главным поисковиком является Яндекс, за ним следуют Google.ru, Rambler, Mail.ru, Aport и KM.ru.